Рецензии

Миллионы френдов, и ни одного друга

Рецензия на фильм Социальная сеть

«Социальная сеть», Дэвид Финчер

Когда мы встречаем Марка (Джесси Айзенберг) в первый раз, ему 19 лет, и он ссорится со своей девушкой Эрикой. Вскоре Марк возвращается в общежитие, начинает стучать по клавиатуре и непреднамеренно закладывает первые основы Facebook, написав сначала в своем блоге гадости об Эрике, а потом загрузив фотографии гарвардских студенток в университетскую сеть для голосования «Кто привлекательна, а кто нет». «Социальная сеть» стала фильмом, открывшим 48-ой Нью-Йорский Фестиваль Кинематографии. Хоть имена и не были изменены, но фильм «Социальная сеть» не является точной биографией Марка Цукерберга. Несмотря на некоторые скучноватые моменты, фильм остросюжетный, вот только взрываться в нем будут не машины, а идеи, слова и чековые книжки, Это современная история о новой властвующей элите и одновременно старая хорошо знакомая история о честолюбии и амбициях.

Платят за эти амбиции, однако, люди, окружающие Марка, который остается такой себе загадкой: страница Facebook без фотографи профиля. Не особо обаятельный, чувствующий себя неловко в больших компаниях, Марк редко улыбается, и редко говорит спасибо. Иногда он кажется настороженным, иногда холодным; мы постоянно видим его работающим. Рядом с Марком – его приятель Эдуардо Саверин, один из сооснователей сайта, а так же его первый инвестор. Характер Эдуардо неоднозначен: иногда он выказывает слабость, иногда благородство. В дружбе с Марком Эдуардо – совесть и обливающееся кровью сердце, в то время как Марк является в ней «мозгом».

После того, как Эрика бросает Марка, к нему обращаются два очень популярных в университете брата-близнеца Тайлера и Кэмерона Уинклвосс с предложением разработать для них гарвардскую социальную сеть, за что они готовы были очень неплохо платить. Для Марка, чья репутация пострадала в результате разрыва с Эрикой, это был бы отличный способ повысить свою популярность.

Бросающийся в глаза парадокс, с которым играет «Социальная сеть», состоит в том, что наиболее популярный социальный вебсайт был создан человеком с мучительно, почти что патологически, бедными способностями к социализации.

Кроме очевидного (деньги, секс, слава), тяжело сказать, что в действительности подталкивает Марка к действию. В итоге истории каждому приходится платить: Уинклвоссам, Эдуардо и даже Марку. У создателей фильма сложились свое представление о том, кто, кому и что сделал, но, тем не менее, они не стараются заполнить им все пустоты в фильме или, что еще хуже, каким либо образом смягчить острые углы личности Марка с помощью психологических предысторий. Вы легко можете понять, что воодушевляет его: разработка программ, месть и Шон Паркер, напыщенный соавтор Непстера. Шону ничего не стоит «просочиться» в жизнь Марка, он постоянно ослепляет молодого человека своими манерами плохого парня (кокаин и шампанское каждому!), сексуальными девушками и длинными, дерзкими речами богача.

Снимая в цифровом виде и работая с кинематографистом Джефом Кроненвехом, Финчер сделал освещение приглушенным и заполнил пространство визуальными эффектами, развернул лишь несколько, но этого было достаточно, чтобы представить Гарвард в таком унылом виде, где даже краски кажутся выхолощенными от радости. Сдержанная мрачная палитра и небольшая глубина резкости пространственного изображения отображает ограниченность мира Марка, в то время как плавный переход между разными временами и пространствами – сцена, в которой он создает Facebook, сливается со сценой, где он теряет все – знаменует быстротечность его успеха.

Дэвид Финчер остроумно высмеивает жизнь близнецов в фешенебельном британском клубе. Это мир изысканных привилегий и величественной болтовни на расстоянии. Марк не приглашен в этот мир, не потому, что он беден (ведь он не беден), а потому, что это закрытая самовоспроизводимая система, построенная на основе ограниченности. (Фильм также обращается к тому, что Марк еврей, а близнецы выглядят, как рекруты Гитлер Югент, но все это лишь часть общей картины). Марк не пытается пробить брешь в этой цитадели, он постепенно поднимается по всем ее ступеням, став одним из членов новой социальной элиты, для которых информация – сила, и которая, в зависимости от того, как вы относитесь к интернету, объединяет толпу интернет пользователей. «Социальная сеть» занимает свое место среди легко узнаваемых фильмов, хотя возникают моменты, когда данный фильм очень сильно походит на научно популярную фантастику (он бы составил отличную пару с фильмом «Матрица»), даже в сочетании с мотивом об амбициях в 19-ом веке. Фильм начинается с того, что мы видим пару в переполненном студенческом баре, а в конце мы видим одинокого мужчину, сидящего в комнате и непрестанно нажимающего клавишу «Обновить» на своем лэптопе. Таким образом, Дэвид Финчер и Аарон Соркин предоставили на наше усмотрение выдуманную историю для поколения цифрового века с вкраплениями морали, где герой ведом страстью, отмечен триумфом, запятнан предательством и вдохновлен новой истиной: гики унаследуют землю. (Из Википедии: Гик (англ. geek) — сленговое выражение, употребляемое относительно людей, увлечённых технологиями, в том числе компьютерными)

По материалам Нью Йорк Таймс.

Фильм Социальная сеть стал одним из победителей премии Оскар-2011 - за лучший адаптированный сценарий.

- / 5
0 голосов