icon-menu
рецензии

Фильм «Призрак» (2010), Роман Поланский, рецензия

15⋅11⋅2015 17:54
Рецензия на фильм Призрак / The Ghost Writer

«Призрак», Роман Поланский

«The Ghost Writer», что в буквальном переводе означает «писатель-призрак».

«Я обычный британец. Увидев меня в баре, вы вряд ли потом узнаете на улице. У меня нет имени – оно мне без надобности. Ведь на книжках, которые я пишу, значится лишь имя сильных мира сего. Не поняли? Я - литературный негр. Поэтому зовите меня Призраком», - если бы главному герою дали возможность высказаться – вероятно, он начал бы с этих слов.

Итак, есть писатель-негр. И заказчик: бывший премьер Британии, которого обвиняют в пособничестве ЦРУ и Америке. Призраку нет дела до игр власти – ему необходимо быстро и глянцево написать биографию экс-правителя. Ну вы понимаете – придать премьеру человеческий облик. Рассказать пару эпизодов из детства. Упомянуть, что в политику он пришел ради симпатичной девушки. В общем, разбавить сухой расчет малиной-лирикой. Призрак так увлекается наведение глянца на жизнь политика, что в одно прекрасное утро просыпается в постели с женой экс-премьера. Ужас? Не то слово! Но главное – он узнает, что его предшественника-Призрака убили. Вот тут наш персонаж демонстрирует чудеса логики – собирается исчезнуть: они, призраки, это умеют. Но человеческое любопытство оказывается сильнее обезличенной профессии… Кадр из фильма Призрак (2010) / сайт о хорошем кино Устрица

Смотреть этот фильм занятно. Персонажи острят – причем довольно зло. Много разговаривают. Кто врет, а кто говорит правду – разобраться почти невозможно! Удивил Эван МакГрегор: наконец, он уселся в свои сани – сыграл человека без лица, почти писателя. Понравился Пирс Броснан: оказывается, он может гораздо больше, чем пародировать вечно живого агента Бонда. За кадром играет тревожная музыка – почти как в фильмах Хичкока. А главное – начинается легкая паранойя: попахивает мировым заговором с ЦРУ во главе. И что уж самое удивительное – ты в это веришь. Классический добротный фильм. Гораздо более увлекательный, чем «Девятые врата» (уж простите) или «Пианист» (простите дважды). Во многом автобиографический, как почти все у режиссера. Многоуважаемые критики высказали свое «фи»: мол, сколько можно мусолить прокисшую идею о длинной руке Америки? Позвольте: полгода назад на Берлинском фестивале кинофильм «Призрак» получил «Серебряного медведя». А 77-летний режиссер Роман Полански в это время находился в тюрьме – за преступление 30-летней давности. Если он виноват – накажите. Но зачем же травить пожилого человека, как зайца? То сажать в тюрьму, то отпускать под залог? Или суть в том, чтобы заставить его бояться? Получилось! И эту идею режиссер теперь органично вплетает в свои сюжеты. Помните аксиому? Даже если у вас паранойя – это не значит, что за вами никто не следит!

П. С. У Поланского было два финала в запасе. Философский: когда главный герой тихо исчезает с презентации и растворяется в толпе. И – фатальный, которым и завершается фильм. Посмотрите кино – поймете, почему пошел именно этот вариант. Крепкий политический триллер: с паранойей, но без мелодраматических примесей. Смотреть!

Татьяна Постольникова