«Охота на пиранью», Андрей Кавун
Модному боевику под названием «Охота на пиранью» делать нечего на российской церемонии «Серебряная калоша»… Берите круче! Если бы сия киношка каким-то пиратским чудом попала бы в Голливуд – собрала бы рекордный урожай тамошней «Золотой малины»!
Про «Малину» и «Калошу» я не преувеличиваю: подобного кино-отстоя лично я давненько не смотрела. Сдается мне, что продюсеры, режиссер и артисты решили просто развлечься: собралась теплая компашка погудеть где-нибудь в карельских лесах, а заодно и кинцо снять. А че? Очень даже весело провели время!
Начнем, пожалуй, с режиссуры. Помните, что говорил герой незабвенного «Места встречи…» про черную кошку и черную комнату? Уверяю вас – эти слова были сказаны явно о режиссерских достоинствах «Пираньи», которых просто не наблюдается. Детище Андрея Кавуна (режиссер шедевра) клаустрофобией явно не страдает, зато поражено другим убойным вирусом - голливудщиной класса В. Видимо, Кавун, насмотревшись неплохих штатовских боевиков, нагло сдул оттуда ключевые сцены. Эффект дежа-вю не отпускает: весь фильм отслеживаешь то кадры из «Крепкого орешка», то из «Терминатора», то из «Рембо». Сюжет ровен и гладок как зеркальная поверхность – ни рытвин, ни ухабов, ни причудливых загогулин. Заранее знаешь, где персонажам набьют морду, в каком моменте они оступятся и на каком кадре появится предатель из круга своих. В общем, никакой пищи для ума – сплошная ботва. Только не надо говорить, что боевик как жанр «не предполагает» - вот ведь ерунда какая! Согласитесь, хороши все жанры, кроме тупых. Весь фильм, буквально с первого кадра, меня не покидала каверзная мыслишка. Признаться, я никогда не мечтала стать режиссером, но тут мне хотелось воскликнуть: «Блин! Я так тоже могу!» Взять хотя бы самую первую сцену под названием «Явление спасителя человечества». В кадре – ранее утро, звучит хорошо знакомая по детству песенка про отважного капитана, который раз 15 тонул и побывал среди акул. Эдакая демократичная квартирка: кеды в разных углах комнаты, сброшенная наспех майка – ну чтобы зрителям стало ясно, что герою явно не терпелось с вечера раздеться. А потом – как в дешевом боевике про незаменимого копа, спасителя Америки – звонок по телефону. Мужчина спросонья хватает трубку, длится какой-то минутный разговор: его куда-то вызывают для боевого задания. Ага, а вот он и сам показался: артист Вова Машков отбрасывает одеяло, впрыгивает в валяющиеся рядом штаны и бежит на службу. В общем, товарищ Кавун не стал размениваться на ритуальное утреннее бритье, холодный душ и столь ритуальную же чашку кофе с сигаретой. И потом, где вы видели, чтобы спаситель человечества тратил время на такие пустяки!? Правильно, Андрей Кавун тоже ни в одном боевике такого не приметил! Зато в любой третьесортной клюкве при таком вот герое обязательно должна быть красотка. Почему? Да закон такой просто! Ну и товарищ режиссер – не скупясь на крупный план - показывает белокурую бестию, разумеется, в одеждах Венеры, а как же? – которая картинно так потягивается и ей явно наплевать на чьи-то там боевые задания!
Вторая сцена «Явление главной героини». Ох… В лифт, где наш спаситель и его дружбан строят планы относительно секретного задания, врывает девушка. Ну – такая… с третьим, нет с четвертым размером груди – как определил ее объемы наш герой. И поскольку режиссер Кавун что-то долго держит эту дамочку в объективе, становится понятно – она тоже будет спасать человечество! Так и выходит. Боевитый генерал что-то невнятно бормочет о напарнике, не то химике, не то капитане… А потом этим капитаном-химиком оказывает та самая девушка из лифта, с четвертым размером груди! Конгениальный сюжетный поворот – не находите!
Все остальное – в том же духе. Машков и девушка-химик сначала ссорятся: не могут определиться, кто из них главный. А потом – опять же по закону жанра – попадают в переплет. А любовь – она такая штука, которая в экстремальных условиях сразу вспыхивает, ну вы же знаете! Третья сцена «Таинственный плен, замка и охота на людей». Главный злодей Прохор (Евгений Миронов) в детстве не наигрался: обустроил для себя потешный мирок – почти как в книжке Шишкова «Угрюм река». Теперь он хватает людей, а потом устраивает на них охоту по тайге. Понятно, что он берет в плен нашего спасителя и его подружку. А вот что будет потом, рассказывать не стану. Вам придется напрячь фантазию – при условии, что вы ни разу в жизни не смотрели никакого боевика. Спасти такую чушь могла бы щедрая пригоршня иронии и шуток. Но, подозреваю, у режиссера не только с фантазией туго, но и с чувством юмора тоже… Каким чудом в этот проект попали Евгений Миронов и Владимир Машков – ума не приложу! Видимо, у Миронова испортился вкус: он успел уже подмочить свою репутацию ролью в занюханном «Побеге» Егора Кончаловского. Машков – артист хороший, но не шибко разборчивый – в «Пиранье» сыграл роль приманки. Подавшись в Голливуд, он стал редким гостем в российском кино, а тут вдруг снялся у Кавуна. И что должен подумать обычный зритель? Что надо срочно смотреть эту «Пиранью». Самое ужасное, что даже артисты не особо напрягаются, тиражируя собственные штампы. Уверена, что о гениальной работе Машкова или Миронова в шедевре «Охота на пиранью» никто и никогда не скажет. Откровенно разочаровали Сергей Гармаш и Алесей Горбунов: первому досталась очередная роль небритого мужика, оказавшегося на обочине жизни, второму – балаганного старшины. А девушка, напарница Машкова с четвертым размером груди – о ней вообще сказать нечего. Бывают же настолько непримечательные барышни, пусть даже с та-а-кими объемами!
Незабвенная Фаина Георгиевна Раневская плохое кино назвала плевком в вечность: деньги проешь, а стыд останется. Но товарищу Кавуну можно не беспокоиться: о его шедевральной боевухе через 3 года никто и не вспомнит, а стыд – так это вообще чувство иррациональное, совершенно вышедшее нынче из моды…
Если вы собираетесь провести два часа с пользой – плиз, не смотрите «Пиранью» серьезно. Призовите чувство юмора и смотрите киношку как боевитую комедь, ну или пародию на голливудские блокбастеры. А еще лучше: вообразите себя режиссером и пофантазируйте, как бы сняли сами. Обещаю, будет весело!
Татьяна Постольникова