Рецензии

Шабаш Иных, или Проверка на «дозорность»

Рецензия на фильм Дневной дозор

«Дневной дозор», Тимур Бекмамбетов

Во второй части "Дозоров" на главного героя Антона  Городецкого много чего свалится! Ему придется и свое непутевое чадо отмазывать, и меняться телами с всесильной Ольгой. И главное - понять: потянет ли он любовь великой волшебницы Светланы? 

За полтора года ожидания второй части фильма каких только вещей не писали пиарщики: «ДД» называли и «самым успешным проектом 2006 года», и «картиной, которую будет трудно забыть»… Но самое странное, что все эти панегирики – правда. Да-да, я сама была удивлена и совсем не ожидала, что «ДД» таки переплюнет пафосный и излишне сентиментальный «Ночной Дозор».

Больше всего боялась, что второй «Дозор» будет похож на… «Мастера и Маргариту». Нет-нет, совсем не в том смысле, что вы сейчас подумали. Просто с ужасом представляла, что режиссер Бекмамбетов  снимет скучный кинопострочник – как это произошло с его коллегой Владимиром Бортко. И вместо классного фильма нам в очередной раз предложат какую-то кислятину: когда Городецкий будет часами рефлексировать на тему переписывать или не переписывать Судьбу, любить или не любить Великую Волшебницу и т.п. В общем, я порадовалась, что Бекмамбетов начисто перекроил  весь сценарий, от чего выиграл и фильм, и зрители. Получилось неожиданно и небанально.

О зрителях – тема отдельная. Многие наивные граждане, хорошо перегуляв на праздниках, пришли смотреть мультфильм под названием «Дневной Дозор». А им на экране выложили мощную интригу – когда надо слушать и следить за персонажами, понимать, чего добиваются вампиры и почему убрали ведьму Галину. Поэтому и сетовали многие на то, что фильм-де очень запутанный и много пробелов в «сужете». Ну да, когда чего-то не просекаешь в ленте, то конечно виноваты сценаристы и режиссеры, а совсем не твои неповоротливые мозги, не так ли?

А интрига на самом деле хороша. В лучших традициях гениев Гесера и Завулона – многоходовая, сложная! Горсвет обзавелся потенциальной сильной волшебницей Светланой, которую стажирует наш добрый друг Городецкий. А тем временем его сын, Темный между прочим, попадает на крючок к Горсвету. Ведьма Галина пытается шантажировать Городецкого и заставляет пойти на должностное преступление ради сына. А потом ее вдруг находят убитой… Разумеется, под подозрением Антон, но вот при чем тут два вампира – отец и сын, непонятно! Какую роль играет красавица-ведьма Алиса – тоже неясно! И зачем команды Темных и Светлых – как игроки на футбольном поле – гоняются за Мелом Судьбы? А главное – кто и зачем убил ту самую ведьму Галину???

Если будете внимательно смотреть – найдете ответы на все вопросы. Вот только скрупулезному просмотру мешают спецэффекты. Потому что  для российского кино такой визуальный ряд и мощная компьютерная графика - большой шаг вперед. Ой, ну снова мне чего-то вспомнился «Мастер и Маргарита». Нас ведь тоже пугали спецэффектами и тем, что «такого вы еще не видели»! И действительно, кота Бегемота, будто взятого напрокат в каком-то провинциальном ТЮЗе, мы точно не видели! И такого режиссерского бессилия от Бортко уж явно не ожидали…

А здесь - просто класс! Сцена, в которой Жанна Фриске рулит по вертикали многоэтажного отеля - отлично сделана. Отдельно хотелось бы отметить момент, когда ведьма и вампир вдруг обретают общий язык. Ну, знаете, как это происходит между мужчиной и женщиной – гормоны там, химия, искра… Но Бекмамбетову хватило фантазии показать, как это у Иных происходит! Та же красная машина, потом глаза Алиски крупным планом, ее губы, наивный взгляд вампира Костика, поцелуй, а потом – шарах – такое дикое кружение! И лик Завулона крупным планом: типа, ну что ж ты мне с вампирчиком-то изменяешь, неужели кого покруче не могла найти?! Супер! К тому же Бекмамбетов показал, как рушится Останкинская башня и даже город Москва... И знаете, фильм стоит посмотреть хотя бы ради этих кадров.

Но главное – динамика. Один кадр немедленно сменяется другим, причем у каждого персонажа явна своя игра, которую хочется разгадать… А юмор! Ничего от слезного пафоса первой части, вроде: «Как же я могу его бросить, он ведь мой сын, аааа?» не осталось и в помине. Антон и Ольга меняются телами и женщина в порыве произносит: «Как же вы мужики ходите?» А сценка в лифте, когда Городецкому стукает по башке вернуть свое тело: все очень прилично, вот только провинциалы-узбеки явно неправильно поняли назначение лифтовой кабинки! А взлет-посадка самолета! А объяснение Городецкого и Светланы на природе с душевым шлангом в руке!.. А пир Темных, среди которых засвечиваются «наши люди» из шоу-бизнеса? В общем, смешно. Конечно, есть кое-какие пробелы-просчеты… Но они фильм не испортили: знаете, такие пятнышки, от которых остальные краски еще ярче становятся.

Актеры тоже удивили. Если в перовом фильме лидирует четверка Меньшов-Гесер, Ольга-Тюнина, Завулон-Вержбицкий и Антон-Хабенский, то во втором выступают Алиса-Фриске (оказалось, она не только красивая, но и талантливая), Костя-Чадов и его отец-Золотухин. Супер.

И последнее. После этого фильма мне понятно, почему режиссер Тимур Бекмамбетов сейчас работает в Голливуде. И вы тоже поймете - если кино посмотрите...

Надо смотреть. Чтобы сравнить с книгой и понять, что кино получилось. Чтобы увидеть, как рушится Останкинская башня, а с ней и Москва - хотя бы в кино. Чтобы получить удовольствие от яркого, стильного зрелища с хорошей дозой юмора. И пусть Сумрак станет нашим свидетелем!

Татьяна Постольникова

- / 5
0 голосов