Рецензии

Фальшивые игры в «Статских советников»

Рецензия на фильм Статский советник

«Статский советник», Филипп Янковский

Сразу как-то и не поймешь: что за кино такое… Не то приквел «Утомленных солнцем»: роскошная предыстория личной неприязни героев Меньшикова и Михалкова… Не то продолжение противостояния персонажей – с элементом фантастики – хронологическим перенесение в далекий и прекрасный Х1Х век… Все как бы очень неплохо, вот только где обещанная интрига и неожиданный финал?

Вы ведь заметили, что имя Бориса Акунина сегодня стало синонимом счастливой обреченности. Да-да, именно обреченности на успех. Что бы он ни написал, как бы ни появился в кадре или на публике – все падает в его личную копилку удач и играет в его пользу. Чего греха таить: нынче даже высокие интеллектуалы не таясь читают и с удовольствием комментируют его творения. А вот фильмы, снятые по этим самым романам, увы, не всегда утоляют зрительскую жажду.

Первую экранизацию – фильм «Азазель» - кажется, не ругал только ленивый. И поделом! Зато «Турецкий гамбит» взял реванш за оба фильма сразу. Бероев-Фандорин – стопроцентное попадание в образ, и даже натянуто-раздутая лав-стори между Эрастом Петровичем и Варенькой фильма не испортила. К тому же почитатели таланта Акунина в очередной раз сняли шляпу перед автором и склонились в почтении: главным злодеем оказался не обаятельный француз Дэгре – как это было в книге, а неприятный Еремей Перепелкин. Почти трехчасовой фильм смотрится на одном дыхании – о том, чтобы уйти с сеанса и речи быть не может! Вот только обсуждать этот «мультик» о сыщике как-то не хочется потом. Да и обсуждать-то ничего: злодеи наказаны, да здравствует Фандорин!

Перед тем как отправиться на просмотр третьей экранизации, вы должны знать: «Статский Советник» - не самый блестящий роман Акунина-Чхартишвили. Дело вкуса, конечно, но в активе знаменитого сыщика были дела позаковыристее и поудачнее. И что скрывать – даже любовницы поинтереснее, Мидори-сан, к примеру. Но книги – книгами, сейчас речь идет о самой помпезной экранизации мэтра.

Статский советник - рецензия

В целом фильм удался – кто б сомневался! От звездности актерского состава слепнешь буквально с первого кадра. Здесь прекрасно смотрятся знаменитости прежних эпох – Михалков, Табаков, Ростислав Янковский – с молодыми персонажами кинотусовок – Федором Бондарчуком, Машей Мироновой, Владимиром Машковым. (Для полноты картины не достает только горбоносого профиля Гоши Куценко). Играют настолько в цель, что и придраться не к чему! Представьте, даже режиссерская красавица-жена Оксана Фандера сделала свою работу ну просто на отлично. Наверное, потому, что не пыталась ничего играть, а просто прониклась образом Иглы. О Хабенском (Грине) все и всё уже давным-давно поняли – повторяться не хочется. Несмотря на жуткий цейтнот и мелькание на экране, артист брака не гонит - хорош, блестящ как всегда.

Однако главная ставка была сделана на тандем Михалков-Меньшиков. И вот тут, как ни странно, начинаются неожиданности. Не всегда приятные и оправданные. Ну прежде всего акунинский Пожарский был, если помните, лет около 40, высок, черноволос и черноглаз, некрасив, порывист, сухопар. Ну просто брат-близнец Никиты Сергеевича Михалкова, не находите? Ну, да ладно, ведь плохо другое: 80 % роли Пожарского – сам Михалков. Больше барин, чем карьерист. Больше красавец «Кот Котофеевич» нежели рисковая важная персона из Петербурга. И все те же речи – об отечестве, служении, революционной бацилле, которые Никита Сергеевич, как истый монархист, частенько произносит в своих политвыступлениях. Хотя чего скрывать, артист и продюсер в одном флаконе, Михалков сделал свою работу с любовью к себе и со вкусом к жизни. Видно, режиссер «Советника» Янковский-младший не долго раздумывал, пригласив на роль продюсера Михалкова.

Но вот что случилось с Меньшиковым? Нет, актер в этой роли – невероятно красив, но больше к его работе и добавить нечего… Он не острит, как в «Покровских воротах», не отстукивает степ, как в «Утомленных солнцем», даже не бросает пламенных взглядов на предмет своей страсти, как в «Сибирском цирюльнике». Почти все действо он содержательно и очень умно… молчит. Ах да, еще прекрасно держит спину, элегантно оглядывается, целомудренно целуется и слегка заикается. И если честно – уж очень из него дряблый Фандорин получился. Без привычного меньшиковского огня и драйва! Такое впечатление, что сыщик заранее приготовился смиренно проиграть более увесистому Пожарскому. А это уж, простите, перегиб-с!

И ведь играли они уже противостояние! Причем, с жаром, драйвом и правдой жизни. В «Утомленных…» - и это видно сразу – сражаются два титана. Один не может отказать себе в удовольствии продемонстрировать собственную силу и является с арестом. Но благородство не позволяет: в последний момент он предупреждает противника об опасности. У Красного Командарма тоже рыльце в пушку: давным-давно он отправил счастливого соперника на верную смерть. Оба велики в своей идее, оба беспощадны в достижении цели. Да и понять невозможно: кто из них плохой, а кто – хороший. Видимо, играть по второму кругу «противостояние сильных мира» артистам было скучно. И то правда: все, что могли, они уже сделали в «Утомленных». И складывается впечатление, что в «Статском Советнике» как бы борются две тени: одна, уже порядком заматеревшая, упивающаяся своим величием и безнаказанностью – Михалков-Пожарский; вторая – испуганная, молчаливая, идеально-кристальная – Меньшиков-Фандорин. Уныло и скучно, господа! Режиссеру Филиппу Янковскому лучше было бы не повторять пусть даже очень удачные, но штампы: не нужно было вновь снимать борьбу Михалкова-Меньшикова. Кисловато-с получилось!

Фильм длится два с половиной часа. Кроме «бледной тени войны», в «Советнике» есть настоящая русская зима – со снегом и морозом, бубликами на базаре, санями и извозчиками. С погонями, выстрелами и взрывами. Да, кстати, иногда возникает странный эффект дежа вю: такое ощущение, что эти кадры – как нарезка из «Сибирского цирюльника». А еще есть в фильме парочка симпатичных и очень неоднозначных любовных линий: где дочь еврея-банкира – явно не пара сыщику, а хозяйка «желтого дома» - сановному карьеристу.

С режиссурой все тоже очень неоднозначно. Не покидает ощущение, что кинцо-то – михалковское творение. Да-да, все эти нарезки и штампы «Утомленных» и «Цирюльника» очень уже подпортили почерк Янковскому-младшему. Понятно, что под натиском продюсера Михалкова устоять трудно, но все же, все же… Не знаю, как вы, но я что-то не увидела творческой индивидуальности молодого режиссера.

А еще, когда выходишь из зала, почему-то появляется подозрение, что тебя банально обманули. Потому что никаких особых неожиданностей сюжет не несет! Но что самое отвратительное, ты наперед догадываешься, что вельможе-«санитару» Пожарскому, вкалывающему антиреволюционную вакцину, - явно не жить. Подозреваешь, что Грин и Игла, готовящие «мировой пожар в крови», сами в нем и сгинут. А последний кадр, на эффект которого рассчитывали авторы фильма, вообще вызывает удивление своей нелогичностью. Фандорин, наплевав на собственный благородный кодекс чести, почему-то остается на службе у «интриганов», как бы подхватывая дело покойного Пожарского. Как оказалось, это и есть чуть ли не единственное расхождение с романом, «потрясающая интрига» - как значилось в роликах и интервью создателей кино. Уж очень финал схож с ужастиком среднего пошиба: когда в последнем кадре люди празднуют победу, не замечая оживший хвост клонированного чудовища.

Фильм не избежит сравнений с «Утомленными солнцем» и моментами с «Сибирским цирюльником». И вряд ли это сравнение будет в пользу помпезного «Статского Советника». Обсудить – в отличие от «Турецкого гамбита» - есть что, а вот восхититься нечем. В общем, не «Советник», а сплошные несерьезные игры в «Советника» с неприятным послевкусием в финале.

Татьяна Постольникова

- / 5
0 голосов