icon-menu
рецензии

Лилианна Лунгина, Подстрочник

25⋅07⋅2015 14:20
Рецензия на фильм Подстрочник

Подстрочник, Олег Дорман

Полгода назад на книжных сайтах я навязчиво натыкалась на одну книжку. «Подстрочник: Жизнь Лилианны Лунгиной, рассказанная ею в фильме Олега Дормана» - вот так странно и длинно она называлась. Далее следовала совершенно бездарная аннотация: мол, Лилианна Лунгина, прославленный переводчик «Карлсона» и прочая, мама того самого режиссера Павла Семеновича, что снял «Остров» и «Царя», - в общем, эта почтенная дама рассказывает о своей жизни. Да, я из тех, кто читает аннотации – правда, не всегда им верит. Но этот коротенький текст в 10 строк меня совершенно не зацепил. Ну какое мне дело до пожилой переводчицы? С какой стати мне нужно отставить свои дела, чтобы читать эту книгу? И кто такой Олег Дорман, что снял о ней фильм? В общем, какая-то ерунда.

А пару месяцев назад моя приятельница, вкусу которой я доверяю, подсунула несколько дисков со словами: «Это надо посмотреть. Непременно». Это был тот самый 15-серийный «Подстрочник». Тоскливо поглядывая на диски, я предвкушала статичное действо: это когда голова на экране что-то умное рассказывает, а тебе хочется чаю попить, покурить, ответить на телефонный звонок и т.д. Но все же поставила и…

И вот тут-то все и началось! Да, Лилианна Зиновьевна оказалась почтенной дамой. Да, в основном она говорила на камеру, хотя на экране часто появлялись фото, заставки, картинки, съемки… Я сразу посмотрела половину фильма. Очнулась только потому, что на часах было 3 ночи. Весь следующий день я не могла дождаться момента, когда же приду домой и досмотрю фильм. Хотя «досмотрю» - не то слово. Монолог рассыпается на глазах – у меня было ощущение, что мы беседуем. И сама гениальная рассказчица Лунгина становится человеком, которого ты давно и хорошо знаешь.

У нее отличная память. Живой вкусный язык. Прекрасное чувство юмора. Она рассказывает так, что то мороз по коже бежит, то обхохатываешься, то на глаза наворачиваются слезы. И так – весь фильм. И драма, и комедия, и абсурд, и черный юмор – и все это вы получаете от гуманиста и умницы.

Ее любимое слово – «изумительно». Основная идея ее повествования – доверять жизни, потому что в самых ужасных обстоятельствах вы все равно обретете либо ценнейший опыт, либо верного друга, либо невероятную личность. Да, вот такая позитивная оптимистка Лилианна Зиновьевна. Каким-то чудом она касается тем, которые тебе интересны. Говорит с тобой на одном языке. И кажется, что ты обрела родную душу.

И еще два слова. Оказалось, что «Подстрочник» более 10 лет не мог найти зрителя. Боссы на телеканалах смотрели на режиссера Дормана, как на придурка: мол, нельзя публику восемь часов утомлять россказнями какой-то пожилой тети. Хоть и умной, и достойной. Но «Подстрочник» не затерялся. Рассказывают, что сначала кино попало к Акунину, от него – к Парфенову. А эти парни подсунули фильм какому-то вменяемому киношефу. Так фильм появился в сетке вещания одного из телеканалов. А потом и на дисках. В этом моменте я слышу победный звон колоколов. А вы?

П.С. Все свои слова о том, мол, «кто-такая-Лунгина» и «зачем-мне-это-читать-смотреть» - забираю назад. Смотреть! Причем – немедленно! Кадр 1 из фильма  Подстрочник: Жизнь Лилианны Лунгиной / сайт о хорошем кино Устрица Кадр 2 из фильма  Подстрочник: Жизнь Лилианны Лунгиной / сайт о хорошем кино Устрица Кадр 3 из фильма  Подстрочник: Жизнь Лилианны Лунгиной / сайт о хорошем кино Устрица

Татьяна Постольникова