icon-menu
рецензии

Вторая мировая: альтернативная версия

30⋅06⋅2015 22:49
Рецензия на фильм Бесславные ублюдки

«Бесславные ублюдки» (2009), Квентин Тарантино

Новая картина Тарантино – всегда событие, которое обсуждают задолго до проката. Свой фильм «Бесславные ублюдки» режиссер представил в Каннах в 2009 году. Добропорядочные кинобуржуа одобрительно покивали головой, отдав приз за лучшую мужскую роль. Появилось несколько вяло-острожных рецензий. И все. Скандал: тарантиновское кино не вызвало ажиотажа. Скандал: последнее творение не признали лучшим среди всего им сделанного. Скандал – потому что кино и в самом деле неплохое, но…

Лет 15 назад высоченный парняга с тяжелой челюстью подсунул Каннам «Криминальное чтиво». И сразу же попал на скамейку к мэтрам. С вызовом поглядывая на стариков-киноимпотентов, он всем своим видом давал понять – то ли еще будет! Сегодня он сам среди первых… В смысле – мэтров. Нет, конечно, не импотент – ну что вы, нет! До этого еще далеко. Но согласитесь, цитировать и переснимать самого себя – это уже тревожный симптом. А может, он сделал это намеренно – мол, учитесь, ублюд… - в смысле, салаги, пока я жив? Такое ощущение, что «Ублюдков» он скроил одной левой. Взял по сюжетному куску из собственных фильмов, инкрустируя материал исторической канвой. Здесь есть и клон невесты (Шошанна, которая мстит за гибель семьи), и кровавые разборки – ни одна лента Тарантино без этого не обходится, и банда отчаянных головорезов (ублюдки - не «бешеные псы», конечно, но их младшие сводные братья). Разумеется, историческая канва тоже претерпела небольшие изменения…

Кстати, из-за этих самых переделок прошлого на режиссера обиделось полмира. Кому-то недоставало Красной армии. Кто-то обвинил Квентина в неуместном фарсе там, где требовались слезы и стенания о миллионах убиенных. Понравилось только американцам: они же свято уверены, что Вторую мировую выиграли они, а без их гимна солнце на планете не всходит.

Не по делу все эти патриотические и гуманистические атаки. Да и восхваления неуместны. Тарантино далеко не первый, кто берется на свой вкус перекраивать прошлое. К тому же последние несколько лет тема Второй мировой – пожалуй, самая модная в кинематографе. Так что давайте, господа, не будем вешать на грудь Тарантино награды, которые ему не принадлежат.

С первых кадров понятно, кто именно автор фильма. Все полотно разбито на фирменные главки, есть рисованные стрелки – чтобы непосвященный зритель не перепутал Геббельса с Гитлером. Персонажи обзаводятся своей небольшой – на несколько минут – историей. Это фирменный почерк мэтра Тарантино, тут уж, как говорится, не перепутаешь.

Ну да: в его фильме фашисты ведут себя как хозяева, шпионят и забирают людей. При этом – рассуждают о кино, знают толк в изысканных напитках и еде, в общем, барствуют. Зато раскалывают черепа и зверствуют – именно антифашисты. Такой вот перевертыш.

А вот в остальном Тарантино… пережевывает самого себя. Диалоги Питта-Вальца хороши, но бывали и лучше (см. «Криминальное чтиво», новеллу из «Города грехов» и т.д.). На мой взгляд, действо все же неоправданно затянуто, хотя Тарантино всегда так снимает, предпочитая эпические формы…

По большому счету, у меня - лишь несколько претензий. Первая: ничего нового в новой картине мэтра я не увидела. И переделка истории, и жанры, и диалоги – все это уже было.

Второе: кино есть, не хватает только драйва. Весь фильм не покидало ощущение, что «Ублюдков» снял его брат-близнец. Все как у Квентина – за исключением финального катарсиса. Его просто нет. И зритель не переживает. Точнее – испытывает скорее эстетическое удовольствие от вида пылающего экрана. Да, снято красиво. Вот только я не поняла: к чему была финальная фраза Брэда Питта о шедевре? Что имелось в виду?..

Резюме. Посмотрите. «Бесславные ублюдки» – фильм хороший. Но «Криминальное чтиво», «От заката до рассвета», «Бешеные псы» и даже «Убить Билла» круче.

Татьяна Постольникова