icon-menu
рецензии

Парадиз для Ангелицы

10⋅07⋅2015 13:54
Рецензия на фильм Ангел

"Ангел", Франсуа Озон

Франсуа Озон удивлять умеет: каждый последующий его фильм совсем не похож на предыдущий. Любитель шарад и певец гомоэротики на сей раз обратил свой взор на костюмную мелодраму. И вот что из этого вышло…

Англия начала ХХ века. Юная Энжел, прогуливая уроки, часами глазеет на роскошный особняк под манящим названием «Парадиз»: о чем еще грезить ангелу как не о рае! Самой же бедняжке Энжел приходится жить в убогих комнатах над бакалейным магазином, который держит ее мать. «Фи, как пошло!» - думает она и создает свою реальность. С богатыми домами, прекрасными дамами, благородными господами и вечными амурами. «Он взглянул на нее, и по телу леди Айрен пробежала приятная дрожь, порождая желание, которое овладело всем ее существом», - такими вот опусами она исписывает горы тетрадей. И как ни странно находит и своего издателя, и читателя. Ангелочек матереет на глазах, превращаясь из амбициозной девчонки в самодовольную сочинительницу Ангелицу. «Хочу!» - заявляется она, тыкая пальчиком с обгрызенным ногтем и на павлинов, и на аляповатую мебель, и на желчного художника (будущего мужа), и даже на тот самый чудо-особняк «Парадиз». Романтика совсем не мешает этой даме переводить эфирные грезы во вполне осязаемые блага.

Варварица-Ангелица обладает одним уникальным талантом: она создает мир мечты, в котором ухитряется довольно комфортно обосноваться. Она так увлечена своей счастливой жизнью, что не замечает ничего! Где-то там идет Первая мировая война, где-то там ее муж целует руки другой женщине и признается ей в любви, где-то там есть два человека, готовые отдать за Ангелицу свою жизнь. Но реальность остается за бортом «Парадиза». В один прекрасный момент грубая жизнь вклинивается в ее мечту – ну приблизительно как айсберг таранит борт «Титаника». Так начинается крах и Ангелицы, и ее райской жизни.

Сначала я решила, что Озон снял пародию на мелодраму. Потом закралось подозрение, что это не так: уж слишком вдохновенно смастерен фильм! Такое ощущение, что «Ангела» снимали два режиссера. Или сам Озон внезапно подхватил шизофрению и раздвоился. Озон-первый ловит кайф, рифмуя самые махровые «ямбы» самых пошлых мелодрам. Озон-второй – исправляет положение, иронизируя над готовым материалом. Первый снимает поцелуй под дождем: это уже не штамп – это полный капут и фильму, и режиссеру! Второй добавляет красок: рисует над целующимися радугу, а потом показывает их, мокрых и грязных, среди нарядно одетой толпы. Первый два с лишним часа любуется Ангелицей (стоит признать: она – личность незаурядная, хотя вульгарная), второму больше по вкусу ее художник-муж. Первый снимает кислые сцены супружеского долга, второй – небольшой, но яркий гомоэротический эпизод: когда литпомощница с любовью и вожделением гладит спину поп-королеве Энжел. Два с половиной часа вы будете находиться в состоянии маятника: смеяться над писательницей и ненавидеть ее за кич, банальщину и навязывание собственной воли. А вот ее «никчемный» муж, игрок и пьяница, как ни странно, вызовет позитивные эмоции.

Ближе к финалу режиссер, наконец, перестанет спорить сам с собой и каким-то образом выколотит из вас сочувствие к несчастной и обманутой Энжел. А в последнем кадре как обычно он все перевернет с головы на ноги – или наоборот, как угодно. Искусством иллюзий красавец-француз владеет виртуозно: он зрителя заманивает, очаровывает, смешит, отвлекает – чтобы в финале обмануть. Там, у фамильного склепа поместья «Парадиз» Озон довольно жестоко подведет черту: кто-то получит приз гениальности посмертно, а кто-то окажется забытым идолом прошлого…

Да, это не самый яркий и не самый лучший фильм Озона. Стоит ли его смотреть? Обязательно! Остроумное, неоднозначное кино с подвохом, вызывающее множество вопросов и даже недоразумений. Но посмотреть на Озона в состоянии шизофрении все-таки стоит!

Татьяна Постольникова