ничего не найдено
Конец 70-х годов, Америка. Где-то по штату Вашингтон разгуливает некий инженер Джек, который строит свой идеальный дом в свободное время. В основное же время он занят убийствами: режет, стреляет, расчленяет – в общем, наводит порядок.
При этом Джек, как и положено серийщику, создал удобную для себя философию, в которую прячется периодически. Размышляет о тонкой грани между добром и злом, пускается в интеллектуальные рассуждения о поэме Данте, вспоминает Гете и многих других деятелей мировой культуры. И в рассуждениях он приходит к выводу, что жизнь слишком несовершенна, а сам Джек кровавыми деяниями пытается привести этот хаос к порядку, понятному лишь ему одному…
Но самое интересное, что периодически из глубин бессознательного появляется старик Вардж, с которым Джек ведет задушевные беседы. Собственно, через эти диалоги режиссер Ларс фон Триер транслирует миру собственные идеи.
Фильм показали на Каннском кинофестивале, где режиссер появился после семи лет изгнания. Еще при просмотре публика разделилась на две части: первые покинули зал, так и не досмотрев фильма. Вторые потом аплодировали датскому провокатору стоя.
Но даже те, кому понравился фильм, очень осторожно хвалят режиссера. Потому как ничего особо нового он не сказал: он весь фильм ругался, демонстрировал неприязнь к среднестатистическим гражданам и легкую брезгливость по отношению к женщинам. Засим смешал добро и зло воедино, перевернув верх и низ…
И если в средствах выражения Триер – очень свободен и эпатажен, то идеи его не новы, а весь фильм – желание встряхнуть публику, показав средний палец…
Смотреть или нет – дело ваше. Но вот что пишут о «Доме, который построил Джек» критики.
«Триер стареет. Факт, касающийся не столько физиологических процессов, сколько интеллектуальных. Поэтому больше всего фильм Дом, который построил Джек похож на сварливый комментарий обиженного человека. Обижаться, конечно, есть на что: изгнание из Канн в 2011 году позор далеко не для режиссера. Режиссер хоть и впадает в брюзжание, но не забывает между строк проговорить свои мысли о мире, о людях, о добре и зле», - Новое время
«Фильм безумен и запутан, а сам Триер (по слухам, переживший во время съемок инсульт) в который раз умудряется быть великим, смешным и угрюмым одновременно. Любимый герой Ларса всегда калека, извращенец или маньяк, как Джек, – так и тянет назвать «Дом…» автопортретом», - кинокритик Андрей Алферов
«Не будем забывать: Джек — не Ларс. Если он и альтер эго режиссера, то преувеличенное, пародийное, вывернутое наизнанку. Джек — не снимок Ларса, а его негатив (не случайно маньяк увлечен негативами собственных фотографий). Его лукавый силлогизм ошибочен: злодейство вполне может сочетаться с гением, гений не отменяет возможности злодейства, но при этом, возгоняя градус злодейства и объявляя себя художником, он не может автоматически заслужить статус гения», - Антон Долин.
«Его фильму не хватает ясности видения, чтобы превратить психопатологию в нечто воодушевляющее интеллектуальное. Это не делает развращенность опытом, который либо стимулирует, либо ужасает. Если я хотел уйти с фильма фон Триера, то не потому что меня тошнило», - Уэсли Моррис, The New York Times
«Дом, который построил Джек» разочаровывает по разным причинам, не в последнюю очередь из-за того, что это не полный провал. Тогда можно было бы просто отклонить это. Но Фон Триер сумел собрать вместе много любопытного - странные моменты, фрагменты выступлений, шальные идеи да и просто смелость выпустить этот беспорядок в мир, отчего появляется ощущение, что за этим есть нечто, что стоит рассмотреть, некая сводящая с ума возможность. И это может оказаться его самой жестокой шуткой…», - Марк Олсен, Los Angeles Times